Провал фильма Близнецы и проблемы высокоскоростного кинематографа
Дважды получивший премию «Оскар» режиссер Энг Ли продолжает свое преданное стремление к высокоскоростному кинематографу с выпуском фильма «Близнецы» - боевика с Уиллом Смитом в главной роли.
Фильм, снятый в формате 4K digital 3D со скоростью 120 кадров в секунду, является не просто ужасным фильмом, но и ужасным технологическим опытом. Является ли высокоскоростное кино технологическим тупиком или это потрясающе новая визуальная эстетика, к которой мы просто должны привыкнуть?
Заглянем в прошлое
Около века назад не было единого жесткого и быстрого правила относительно того, на какой скорости фильм должен проецироваться. Ручные камеры и проекторы приводили к постоянным противоречиям и разногласиям между режиссерами и проектировщиками. Было общепринято, что для эффективной симуляции движения необходимо по крайней мере 16 кадров в секунду. Несколько медленнее, и человеческий глаз начал распознавать своего рода визуальное заикание.
Томас Эдисон заявил в конце 19-го века, что фильм должен идеально записываться и проецироваться со скоростью 46 кадров в секунду. Его аргумент звучал так: «так нагрузка на глаза будет ниже», когда как его кинетограф в 1889 году работал со скоростью 40 кадров в секунду. Появление звука в 1920-х годах потребовало от фильма найти какую-то равномерную скорость проецирования.
В то время кинотеатры обычно показывали фильмы со скоростью от 20 до 26 кадров в секунду, поэтому в конечном итоге было выбрано 24 кадра в секунду, чтобы найти компромисс. Скорость не была идеальной - при таком быстродействии наблюдается четкое размытие при той же частоте кадров, но быстрее, и поэтому пришлось бы тратить намного больше средств на производство пленки, что экономически невыгодно.
В течение большей части 20-го века стандарт 24 кадра в секунду не подвергался сомнению. Зрители привыкли к этому, фактически нежное мерцание проектора стало фундаментально переплетаться с гипнотической магией проецируемой пленки.
Однако по мере развития телевизоров и домашних проекторов зрители начали использовать более высокую частоту кадров, зачастую даже не осознавая этого. Например, большинство современных видеоигр рассчитано на скорость 60 кадров в секунду, а многие телевизионные или компьютерные дисплеи оснащены частотой обновления, способной отображать 120 кадров в секунду и выше.
Появление высокоскоростного кино
Еще в 1990-х никто не мог предположить, что Энг Ли в конечном итоге станет одним из самых прогрессивных кинематографистов в Голливуде. После того, как он снял несколько замечательных драм в своем родном Тайване, Ли переехал в Америку и снял несколько хорошо принятых фильмов («Разум и чувства», «Ледяной шторм», «Горбатая гора»).
Хотя его успех в фильме «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» и провал в 2003 году в фильме «Халк» продемонстрировал интерес к жанру кинопроизводства, и только при сьемке картины «Жизнь Пи» в 2012 году Ли продемонстрировал стремление расширить технологические рамки кинематографа. «Жизнь Пи» до сих пор остается одним из наиболее интересных художественных применений современных 3D-технологий, и последующий фильм Ли «Долгий путь Билли Линна в перерыве футбольного матча» в 2016 году стал первым экспериментом режиссера с кинематографом с высокой частотой кадров. Следствием перехода кинематографа на цифровые технологии за последние 20 лет стало освобождение от традиционной модели 24 кадра в секунду в прошлом веке.
Цифровые камеры могут легко записывать данные с различными разрешениями и частотой кадров, в то время как цифровые проекторы гораздо более гибки в отображении материала. Первый фильм Хоббита, снятый Питером Джексоном в 2012 году, стал первым голливудским спектаклем, в котором зрителям были представлены технологии с высокой частотой кадров. Справедливо сказать, что 3D-презентация со скоростью 48 кадров в секунду не была принята любезно.
Улучшенные визуальные детали сделали фильм дешевым, словно мыльная опера 1990-х годов, снятая на цифровую камеру. Сторонники высокоскоростного кинематографа вернулись к чертежной доске, и только в 2016 году Энг Ли воскресил эту технологию.
Эксперименты ради продвижения технологии
Эксперимент Ли в 2016 году был не намного более успешным или хорошо принятым. В то время как он раздвинул технологию до предела, снимая в формате 3D, 4K, 120 кадров в секунду, фильм технологически опередил свое время.
Критики, которые смотрели фильм в его окончательном формате 4K,3D, 120 кадров в секунду, не были приятно удивлены, и многие задавались вопросом, была ли проблема просто «шоком от непривычки», или же более высокая частота кадров была в корне не подходящей для кинематографического повествования. Ли, несомненно, предан этой технологии. Он видит это как по-настоящему современную цифровую эстетику, и в интервью он постоянно утверждает, что за ней будущее кинематографа.
«Я продолжу преследовать эстетику цифрового кино», - сказал Ли. «У него есть эстетика, которую стоит уловить. Мы имитировали фильм, и это неправильно. Вы можете использовать его в качестве справочного материала для создания лучших работ, учась на наших ошибках».
Близнецы не является будущим кино
Близнецы - это последняя попытка Ли убедить зрителей в том, что высокая частота кадров - это будущее кинематографа, и, к сожалению, ему не удается доказать это. В то время, как только 14 кинотеатров в Соединенных Штатах на самом деле будут показывать Ли со скоростью 120 кадров в секунду, даже те кинотеатры могут показывать фильм только в 2K, а не в версии 4K с более высоким разрешением.
Подавляющее большинство показов фильма с высокой частотой кадров будет проецироваться только при 60 кадрах в секунду. Фильм с частотой 60 кадров в секунду, безусловно, не является хорошим аргументом для будущего кино. Фильм по большей части выглядит некрасиво и дешево. С простой технологической точки зрения, 3D с высокой частотой кадров должно выглядеть великолепно гладко.
Даже при половине идеальной скорости проецирования Ли дополнительные кадры воспроизводят самое плавное трехмерное движение, которое когда-либо нам удавалось видеть. И, кроме того, высокая частота кадров, безусловно, снижает нагрузку на глаза, поэтому не нужно беспокоиться о тех, кто склонен к головным болям, вызванным долгим трехмерным опытом. Дополнительные визуальные детали, обеспечиваемые высокоскоростной технологией, печально работают против фильма, а не на него.
В то время как Ли и другие сторонники высокой частоты кадров предлагают дополнительные детали, равные дополнительному погружению, они разочарованно забывают, что гиперреализм не приравнивается к правдоподобности. Многие кадры и сцены в фильме «Близнецы» представлены с почти неоправданно полной глубиной резкости. Это означает, что каждый объект в кадре, будь он рядом или далеко, часто находится в идеальном, четком фокусе.
В тандеме с 3D-презентацией это вполне обоснованно создает ощущение, будто сцена разыгрывается прямо перед вами. Но эта эстетика глубоко искажает, заставляя зрителя участвовать в фильме таким образом, который совершенно чужд всему, что вы испытывали раньше. «В конце 1990-х и 2000-х кинематографисты и инженеры приложили немало усилий, пытаясь решить эту проблему цифрового кино», - объяснил кинокритик Бильге Эбири, пытаясь понять, почему последний эксперимент Ли с высокой частотой кадров в 2016 году был провальным.
«Есть причина, по которой нам нужен эффект фильма, так называемое «мерцание»кино (даже если оно больше не является настоящим мерцанием). Вспомните, как вы называли фильмы «мечтой» или рассказываем об их «магии». Базовая нереальность кинофильмов имеет решающее значение для их воздействия на человека» В некотором смысле Ли может быть прав, говоря, что кинотеатр с высокой частотой кадров - это почти совершенно другая среда для классического кинопроизводства с 24 кадрами в секунду.
В Близнецах есть особые мимолетные моменты, когда можно уловить проблески чего-то потрясающе нового. Выстрел из-под воды заставляет вас испытать сюрреалистическое чувство утопления или взгляд с точки зрения мотоцикла, катящегося по узкому переулку, действительно передает необычное ощущение скорости. Эти моменты говорят о том, что технология может дать потрясающе новые и захватывающие эмоции.
Но, с другой стороны, ряд потрясающе уродливых и безвкусных сцен, изображающих людей, болтающих в офисах и комнатах отдыха, построен с использованием традиционных кинематографических технологий - и они выглядят ужасно. Это не будет последним, что мы видим в кинотеатрах с высокой частотой кадров. Джеймс Кэмерон выпускает свой предстоящий поток продолжений Аватара с высокой частотой кадров, хотя на данном этапе неясно, работает ли он с 48, 60 или даже более высокой частотой кадров.
Может быть, для Кэмерон этот опыт не выйдет настолько печальным. Полностью компьютерная среда может извлечь выгоду из такой чуждой гиперреальной эстетики. В нынешнем виде высокая частота кадров предназначена только для тех, кому абсолютно нравятся настройки сглаживания движения на телевизорах, а фильм“Близнецы” следует смотреть только тем, кто хочет испытать странный технологический тупик, который еще не нашел своего истинного применения.